Главные машины Советского Союза  

Автомобили для советского руководства изготавливались вручную по стапельной технологии. Все кузовные панели выколачивали на дубовых шаблонах, для выравнивания поверхности и подгонки деталей использовался оловянный сплав, а мелкие огрехи выводились шпаклёвкой. Двух одинаковых ЗИСов или ЗИЛов не существует, даже если они одной модели и одного года выпуска.  

Разработка советских правительственных лимузинов велась под грифом «Совершенно секретно» вплоть до 90-х годов ХХ века.

Хранители государственных тайн были далеки от народа. Их нельзя было купить — их нужно было заслужить. Сегодня таких машин осталось совсем немного. В Музее автомобильной техники УГМК им посвящена отдельная подробная экспозиция.

Рассказываем по порядку о четырёх поколениях главных автомобилей Советского Союза.

ЗИС-110: броневик Сталина

Эта модель ЗИС-110 представлена в коллекции Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме

В 1942 году заводу имени Сталина поручили создание нового представительского автомобиля. Сердцем машины стал 8-ми цилиндровый мотор мощностью 140 л.с., для которого специально наладили выпуск бензина А-74. Распространённый тогда А-66 просто не годился для нового двигателя.

ЗИС-110 был первым советским автомобилем, получившим независимую подвеску передних колёс. Ещё одной новинкой были электрогидравлические стеклоподъёмники — хитроумный механизм, где электрический насос подавал масло к гидроцилиндрам, двигающим стекла.

За настройку звукового сигнала отвечали специалисты, обладавшие музыкальным слухом. Помимо тона, корректировалась и громкость клаксона. На расстоянии метра от машины, интенсивность сигнала не должна была превышать 110 децибел.

В семействе 110 был и бронированный автомобиль, внешне мало отличавшийся от базовой модели. Например, для Иосифа Сталина построили ЗИС-115. Автомобиль мог выдержать подрыв на пехотной мине, автоматную очередь или выстрел из снайперской винтовки.

Первый ЗИС-110 сошёл с конвейера 20 июля 1945 года, спустя всего лишь два месяца после окончания Великой Отечественной Войны. Модель в разных модификациях выпускалась до 1958 года.

Бесшумный внутри и величественный снаружи, ЗИС-110 стал одним из символов страны, победившей фашизм. Парадные автомобили с открытыми кузовами, удобные для официальных поездок иностранных гостей, задержались на государственной службе до середины 60-х. Так, 13 мая 1963 года кубинский лидер Фидель Кастро проехал по Свердловску на ЗИС-110Б.

Еще об одной уникальной модификации ЗИСа из коллекции Музея вы можете узнать в статье «Пять уникальных машин музея УГМК».

ЗИЛ-111: достойный представитель Хрущева

Кузов нового лимузина разработал молодой дизайнер Горьковского автозавода Лев Еремеев. Также он трудился в команде художников, создавших «двадцать первую Волгу»

В 1956 году ЗИС переименовали в завод имени Лихачёва. К тому времени ЗИС-110, созданный по лекалам 40-х годов, устарел. Поэтому понадобилась разработка нового автомобиля. ЗИЛ-111 пришёл на смену ЗИСу в 1957 году.

У автомобиля появились огромные панорамные стекла, большие плавниковые задние фонари и готические арки над передними фарами. Такой дизайн стал воплощением аэрокосмического стиля, олицетворявшего перемены хрущевской «оттепели».

Одна из главных инноваций ЗИЛ-111 — двухступенчатая автоматическая коробка передач. Традиционного рычага КПП в салоне не было. Водитель управлял «автоматом» при помощи кнопок на приборной панели. Коробка работала в паре с шестилитровым мотором V8 мощностью 200 л.с. Сложные электрогидравлические стеклоподъёмники уступили место обычным электрическим.

Вопреки расхожему заблуждению, именно этот автомобиль в кузове кабриолет, а не горьковская «Чайка», встречал Юрия Гагарина в Москве 14 апреля 1961 года.

С 1959 года выпускалась версия ЗИЛ-111 А с кондиционером. В 1960 году Никита Хрущёв посетил Францию, где ЗИЛ достойно выглядел на фоне перегруженного хромом «Кадиллака» американского президента Дуайта Эйзенхауэра и чопорного «Роллс-Ройса» английского премьер-министра Гарольда МакМиллана.

ЗИЛ-114: уникальный лимузин Брежнева

Леонид Брежнев был заядлым автолюбителем. Но он не вмешивался в разработку лимузина, как это делали его предшественники. На фото — ЗИЛ-114 1967 года

При работе над ЗИС-110 и ЗИЛ-111 конструкторские отделы ориентировались на вкусы Сталина и Хрущёва. Как правило, первые лица указывали на заокеанский автомобиль, дизайн которого следует взять за основу для разработки очередного правительственного лимузина. В 1964 году к власти пришёл Леонид Брежнев.

Работу над преемником 111-го возглавил Василий Родионов — бывший руководитель Лаборатории спортивно-гоночных машин ЗИЛа. Все элементы конструкции нового ЗИЛ-114 создавались с чистого листа — кроме двигателя: работа над ним началась в 1962 году. Для снижения массы мотора блок цилиндров был отлит из алюминия, а мощность возросла до 300 л.с.

Уровень комфорта соответствовал статусу автомобиля: передние сиденья обтягивались натуральной кожей, задние — светлым английским сукном, который позже заменили на велюр. Интерьер отделывался шпоном из карельской берёзы и ореха. Новинкой стали особые атермальные стёкла: они не пропускали тепло в жару и не запотевали зимой.

Создатели ЗИЛ-114 угадали тенденции развития представительских лимузинов. Впервые советский автомобиль высшего класса не имел признаков прямого заимствования. Внешне машина получилась самодостаточной и не привязанной к скоротечной автомобильной моде, благодаря строгим формам и отказу от хромированных излишеств.

У флагмана советского автопрома был «младший брат» — ЗИЛ-117. С его историей можно познакомиться в статье «Пять уникальных машин музея УГМК».

ЗИЛ-41047: последний советский лимузин

После распада Советского Союза в 1991 году штучное производство ЗИЛ-41047 продолжалось до 2002 года

ЗИЛ-41047 — последний советский лимузин. Он появился в 1985 году, когда пост главы СССР занял Михаил Горбачёв. Первый и единственный президент СССР ездил по стране и бывал с официальными визитами за рубежом гораздо чаще своих предшественников. Поэтому новый ЗИЛ часто мелькал по телевизору и стал одним из символов «эпохи перемен».

Машина была сильно модернизированным ЗИЛ-4104 образца 1978 года — прямого наследника ЗИЛ-114.

При разработке уделили особое внимание безопасности и комфорту. Автомобиль получил особые шины марки «Гранит», способные выдержать до семи пулевых попаданий. Две климатических установки, каждая из которых отвечала за свой отсек – водительский и пассажирский, регулировали температуру в салоне. В нижнюю плоскость дверных подлокотников были встроены автоматические лампы. Когда открывались двери, они включались и освещали пороги под ногами пассажиров.

Огромный V8 мощностью 315 л.с. разгонял шестиметровый автомобиль весом 3 тонны до 190 км/ч.

Существовала бронированная версия — 41052, собранная по уникальной капсульной технологии. Автомобиль строился вокруг несущей бронированной капсулы сложного объёма. Эту оригинальную техническую идею советских инженеров опробовали ещё при производстве ЗИС-115 во второй половине 1940-х годов. Вес таких машин превышал пять тонн.


Истории
Спецпроекты
Участникам
Партнёрам
Организаторы
Контакты