«Праздник на колёсах»: интервью с Андреем Паньковским, председателем Комитета классических автомобилей РАФ

Раритетный автомобиль —  это культурный артефакт своего времени. На него оборачиваются прохожие и засматриваются водители соседних машин. Ретрокар вызывает ностальгический трепет в сердцах старшего поколения и приковывает к себе внимание вечно спешащей молодежи.

13–14 июля 2019 года в Екатеринбурге состоится этап Кубка Российской автомобильной федерации (РАФ) по ретро-ралли. О любви к классическим автомобилям и о перспективах развития классического автомобильного движения в России рассказал Андрей Паньковский, опытный участник ретро-ралли, председатель Комитета классических автомобилей РАФ.

Андрей Паньковский в Музее автомобильной техники УГМК. Фото — Екатерина Киселёва.

Расскажите о деятельности РАФ и о функциях Комитета классических автомобилей?

Российская автомобильная федерация контролирует всё, что касается автоспорта в нашей стране: трофи-рейды, этапы Формулы 1, международные соревнования на грузовых автомобилях, картинг, ретро-ралли и многое другое. РАФ является членом Международной автомобильной федерации FIA , где представляет российский автоспорт.

У Комитета классических автомобилей есть две задачи: разработка принципов классификации классических автомобилей и популяризация автомобильного ретро-движения, спорта и культуры.

Сейчас в России современные и ретро-автомобили регистрируются одинаково. В Европе существуют номера, на которых стоит значок history, обозначающий принадлежность автомобиля к историческому классу. Такие машины эксплуатируются по особым правилам. В России отличить по номерам классический автомобиль от современного невозможно, хотя на самом деле они сильно отличаются. Мы хотим эту разницу узаконить, поэтому вместе с Минпромторгом, Росстандартом и НАМИ занимаемся разработкой ГОСТа, который должен дать определение классического транспортного средства.

За рулём Porsche 356 Spider. Фото из личного архива Андрея Паньковского.

Специалисты Комитета в течение трех лет создавали стройную систему оценки и экспертизы классических автомобилей. В специальном протоколе отражены критерии для оценки интерьера,экстерьера, ходовой, двигателя и трансмиссии. Эксперт осматривает автомобиль и выставляет по всем этим критериям баллы. После осмотра оформляется заключение о признании или непризнании автомобиля классикой. На основании этого протокола, в РАФ оформляется паспорт классического транспортного средства.

Также необходимо внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации об электронных ПТС. Когда владелец получит паспорт транспортного средства, то ему в документ будет внесена отметка о том, что его автомобиль имеет статус классического. По записи в электронном ПТС автолюбитель получит классические номера в ГИБДД. Эта цепочка сегодня находится в работе. Мы уже вышли за пределы кабинетов РАФ и активно сотрудничаем со всеми инстанциями: ЕврАзЭС, Госдума, МВД, Росстандарт, Минпромторг. Это наша глобальная задача на сегодня, которая требует огромного внимания от всех участников процесса. Надеемся, что этот ГОСТ будет опубликован в ближайшее время.  

Почему необходимо бережно относиться к автомобильной классике?

Классические машины являются свидетельствами шагов, которые были в автомобильной истории каждой страны. Ретро-автомобили необходимо квалифицировать как наследие, и мне это определение кажется чрезвычайно важным. Мы пропагандируем эстетику и историю автомобилестроения Советского Союза, России и зарубежных стран, поэтому проводим много спортивных мероприятий.

Четыре года назад стартовал Кубок РАФ по ретро-ралли. Соревнования проходят в Москве,Петербурге, Туле, Калуге, Ярославле и Великом Новгороде. В центральной части России мы стараемся заезжать в маленькие города и посёлки, чтобы устроить праздник на колёсах для их жителей и показать всю красоту автомобильной индустрии. С целью расширения географии мы включили Екатеринбург в календарь соревнований на 2019 год. Этап Кубка РАФ пройдет в вашем городе 13 и 14 июля. Мы надеемся, что екатеринбуржцы придут на этот праздник и примут участие во всех сопутствующих мероприятиях, которые готовят организаторы в качестве сюрприза.

Станислав Чуркин (директор Музея автомобильной техники УГМК), Елена Филатова (исполнительный директор ЧУК «Музейный комплекс») и Андрей Паньковский. Фото — Екатерина Киселёва.

Как устроен рынок классических автомобилей в России и за границей?

Вопросы о покупке и продаже возникают у каждого владельца классического автомобиля. Некоторые люди подходят к покупке машины эмоционально и приобретают то, что им просто нравится, «греет душу» и доставляет удовольствие. Собрать все автомобили невозможно, поэтому если человек намерен купить машину к себе в коллекцию, то он должен определить, что именно хочет собирать. Кто-то предпочитает советский автопром или 12-ти цилиндровые машины, а кто-то собирает автомобили, подходящие для тех или иных соревнований. У нас такого глубоко организованного рынка по поиску и подбору машин на сегодняшний день нет. Проще говоря, если человек хочет купить, например, Aston Martin, то он может набрать соответствующий поисковый запрос на сайте по продаже автомобилей, но в оригинальности найденной таким образом машины быть уверенным невозможно. Это сродни разнице между подлинником и репродукцией картины великого мастера.

В Европе всё устроено иначе. Если я, предположим, захочу купить Alfa Romeo,то в Италии есть клуб, который ведёт реестр всех автомобилей этой марки, он таки называется — RIAR (Registro Italiano Alfa Romeo). У них есть библиотека, где хранится информация об истории этого автопроизводителя. Во Вторую мировую войну было утеряно много документов, но несмотря на это, RIAR являются абсолютными экспертами по Alfa Romeo и имеют колоссальный опыт работы с этими машинами. Если в Англии человеку захочется купить автомобиль не существующей сейчас марки Riley, то он может обратиться в похожую организацию Riley Register.

Есть люди, которые профессионально занимаются поиском и подбором машин. Весь мир относится с к ним уважением, их подписи в документах являются безусловным авторитетом.

Дорогами Победы - 2018 (Великий Новгород). Фото из личного архива Андрея Паньковского.

То есть кардинальная разница заключается в том, что российское ретро-движение, в отличие от западного, еще формируется, постепенно наращивая собственную экспертность?

Если говорить о советских машинах, то иностранных экспертов по этим автомобилям нет. Всех наших знатоков мы знаем лично. Например, Володя Киреев — грамотнейший человек, который располагает большими архивами с технической документацией. Также РАФ занимается подготовкой экспертов по автомобильной классике на базе Московского университета имени С. Ю. Витте, где был разработан специальный курс обучения.Студентом может стать любой человек, имеющий техническое образование или опыт работы в технической отрасли. Чтобы аттестоваться как эксперт РАФ, нужно пройти обучение и сдать экзамены перед комиссией из авторитетных преподавателей и профессионалов в области классических автомобилей.

Как в вашей жизни появились соревнования на ретро-автомобилях?

Любовь к ретро-тематике возникла неожиданно. Лет 10 назад мой хороший товарищ, пилот гражданской авиации, увлёкся классическими автомобилями и однажды показал мне фотографии с гонок, в которых участвовал. Меня это настолько сильно заинтересовало, что я показал этот альбом своей супруге, прекрасно понимая, чем закончится его просмотр. Действительно мы сошлись на одной точке зрения и через некоторое время купили наш первый классический автомобиль — Rolls-Royce Corniche 70 года. Очень комфортный и красивый кабриолет – настоящая сухопутная яхта. В том же году мы поехали на соревнования всей семьёй и получили огромное удовольствие от участия. В итоге это придало импульс для создания собственной коллекции.

Какие марки автомобилей представляют для вас наибольший интерес как для коллекционера?

Для меня важны те автомобили, которые имеют допуск к участию в легендарной гонке Mille Miglia. Если речь идёт об участии в российских этапах, то я анализирую, для каких соревнований та или иная машина наиболее интересна, потому что мы бьёмся за результат. Ретро-ралли — это важная часть жизни нашей семьи.

Фото из личного архива Андрея Паньковского

Почему Mille Miglia по сей день считается важной гонкой?

Первая гонка прошла в 1927 году и проводилась ежегодно. Все мировые концерны старались создать автомобиль, который бы мог завоевать в ней призовые места. Участие, а тем более подиум в Mille Miglia поднимали престиж автопроизводителя в глазах потенциальных покупателей. В истории Mille Miglia, начиная с 1957 года,был долгий перерыв, но в 80–90-е годы она стала возрождаться в формате исторической гонки и постепенно набрала колоссальный вес. Это соревнования, на которые организаторам не надо приглашать экипажи. Каждый год на Mille Miglia подаётся около 2000 заявок, а допускаются только 400 машин. Гонка стартует в городе Брешиа на севере Италии и проходит через Мантую, Феррару, до Рима, а на обратном пути через Сиену, Болонью и возвращается в Брешиа. Маршруты периодически меняются, но неизменными остаются старт и финиш. Дистанция гонки — от 1600 до 1800 км.

На какой машине вам бы хотелось принять участие в Mille Miglia?

Может быть, Bugatti Type 23 или Alfa Romeo 6C 1750.

В вашем личном гараже есть российские автомобили?

Недавно я купил себе «копейку», потому что у моих родителей была эта машина. Для меня было важно найти машину до тысячи. Мой автомобиль был выпущен под номером 1213, но если попадётся более ранний экземпляр, то я его куплю и восстановлю в максимально оригинальном виде, таким, каким он должен быть — со всеми итальянскими шайбочками и агрегаторами.

Станислав Чуркин и Андрей Паньковский в Музее автомобильной техники УГМК. Фото — Екатерина Киселёва

Какое будущее ждёт автомобильную индустрию в связи с ужесточившимися экологическими нормами и стремлением автопроизводителей к унификации?

Раньше автомобиль был произведением искусства, многие могли о нём только мечтать, и лишь немногие могли себе его позволить. Сегодня отношение к машинам стало прагматичным: они выполняют простые функции перемещения в пространстве. 10–15 лет назад автомобиль ещё оставался источником дополнительной свободы, но сегодня парадокс заключается в том, что для молодого поколения часто свобода — в отсутствии машины. Не нужно платить за бензин, страховку, техобслуживание. Если надо куда-то поехать в городе, то можно воспользоваться услугами каршеринга или такси. Разработка экологичных автомобилей, которые не выбрасывают выхлопные газы – это правильная тенденция, отвечающая реалиям сегодняшнего дня. Я считаю, что стоит просто понаблюдать затем, что создаёт мировой автопром сегодня, и через какое-то время можно будет понять, имеет ли это всё историческую перспективу.

В Екатеринбурге вы будете за рулём классического автомобиля?

Конечно, но пока не решил, на каком автомобиле. Хочу сказать, что мы ждём всех на наших соревнованиях. Я уверен, что каждый человек испытает массу удовольствия и получит колоссальный заряд положительной энергии. Дети, которые придут вместе со своими родителями, смогут погонять на советских педальных машинках и почувствовать себя настоящими пилотами спортивных болидов тех лет. Кубок РАФ по ретро-ралли — это всегда большой семейный праздник.

Истории
Спецпроекты
Участникам
Партнёрам
Организаторы
Контакты