«Ретро-ралли — это серьёзный спорт и целая жизнь»: интервью с секретарем
Кубка РАФ по ретро-ралли Евгением Сорокой

13-14 июля 2019 года в Екатеринбурге пройдет этап Кубка Российской Автомобильной Федерации (РАФ) по ретро-ралли.

Человеку, не посвящённому в тонкости автомобильного спорта, ретро-ралли может показаться чем-то вроде легкой размеренной прогулки на красивых автомобилях. Чтобы узнать, как на самом деле проводятся эти соревнования и что нужно для участия в них, мы поговорили с Евгением Сорокой, секретарем Кубка РАФ по ретро-ралли.

 Фото – Екатерина Киселёва

Расскажите немного об истории Кубка РАФ?

Ретро-ралли в России проходят с конца 90-х годов. Чаще всего соревнования проводились в Москве, потому что там много автомобильных коллекций и владельцев раритетных авто.
Наш опыт организации уникален тем, что мы первыми шагнули за пределы столиц и отправились в ближайшие к Москве регионы.

Началось всё с Калуги в 2014 году. Там активно развивался автомобильный кластер, и появились заводы Volkswagen, группы Peugeot-Citroen и Volvo. С 2004 года в Калуге проводится ретро-фестиваль «Автострада», который является одним из крупнейших автомобильных событий в стране. Мы начали сотрудничество с местными коллекционерами и администрацией. Затем мы охватили Ярославль, Тулу и Великий Новгород.

В первый год проведения Кубок РАФ состоял из трёх этапов, а в прошлом году в нашем спортивном календаре уже было пять действительных этапов и один кандидатский. Мы рады, что в 2019 году география соревнований расширилась ещё больше и достигла Уральских Гор — границы Европы и Азии.

Чем действительный этап отличается от кандидатского?

РАФ имеет государственную регистрацию в Министерстве спорта Российской Федерации, а это значит, что соревнования и их результаты носят официальный характер. На каждом этапе спортсмены набирают очки, которые складываются в годовую копилку. Очки, заработанные на действительном этапе, отправляются в эту копилку, а на кандидатском — нет. Проводится кандидатский этап для того, чтобы представители Комитета классических автомобилей могли оценить работу местных организаторов и перспективы соревнований в регионе. Региональные представители, в свою очередь, могут понять интересно ли для них проведение ретро-ралли в будущем. Во всём остальном кандидатский этап — это такой же уровень сервиса и спортивной борьбы, те же самые машины и участники, как и в действительном этапе.  

Citroen DS 21. Автострада — 2017 (Калуга). Фото — HistoricRacing Club.

Какой из этапов ретро-ралли вам особенно запомнился?

Каждый год по отзывам спортсменов мы составляем негласный рейтинг этапов соревнования.

В 2018 году лучшим был признан этап в Великом Новгороде. Соревнования проводились при поддержке местной администрации и Губернатора Новгородской области Андрея Никитина. Губернатор сам участвовал в гонке за рулём ГАЗ-21«Волга». Этап в Новгороде был посвящён 75-летию освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, и все мероприятия на маршруте были связаны с этим событием.

В 2017 году запомнился «Ралли Ярославль». Это был этап, совмещенный с богатой культурно-развлекательной программой. Соревнования начались на главной площади города, от Церкви Ильи Пророка. Затем мы посетили предприятие группы «ГАЗ» — «ЯМЗ-530», где налажено современное роботизированное производство шестицилиндровых дизельных двигателей. После мы отправились в районный центр Гаврилов-Ям, где нас гостеприимно встретили в местном автоклубе. Еще одна остановка была в селе Великом, описанном ещё в произведениях Некрасова. Там проводится знаменитая «Великосельская Ярмарка». Финишировала гонка в Ростове Великом. На следующий день после гонки мы поднялись в небо на воздушном шаре, послушали концерт колокольных звонов и отведали ростовской ухи.

На каждой гонке у нас очень разнообразная параллельная программа для участников и зрителей. Глобальная концепция любого этапа ретро-ралли — это спорт плюс туризм.

Cadillac Eldorado Biarritz. Дорогами победы — 2018 (Великий Новгород) Фото — Historic Racing Club.

На какие группы делятся автомобили в гонках и по каким критериям эти группы формируются?

На гонках представлены три класса машин: ветеран, олдтаймер и янгтаймер.

Две возрастные границы непоколебимы. Первая — это рубеж 1946 и 1947 годов. В эти годы автомобильная промышленность была в замершем состоянии и только восстанавливалась после печальных событий 1939–1945 годов. Однако уже к 1947 году началось производство новых моделей, поэтому все машины, выпущенные до 1 января 1947 года, классифицируются как «ветераны».

Второй класс — «олдтаймер». К нему относятся автомобили,выпущенные с 1947 по 1970 год. Для советского автопрома эта граница легко отслеживается. Именно тогда был начат выпуск новой «Волги ГАЗ-24» и «ВАЗ-2101», на АЗЛК также проходила смена поколений. Для иностранных автомобилей этот рубеж не так очевиден, но является вполне подходящим и для них.  

Третий класс — «янгтаймер», 1988 год. Автомобиль, достигший 30-ти летнего возраста, уже может считаться молодой классикой, но эта граница ежегодно сдвигается. Для организаторовретро-ралли остро стоит проблема 1990 года. Мы понимаем, что автомобиль моложе этой даты — практически современная машина, насыщенная электронными системами. Пока мы не знаем, что будем делать через пару лет, но сегодня наша устоявшаяся градация действует.

Какие технические требования предъявляются к автомобилю, участвующему в гонках?

Автомобиль должен быть полностью в аутентичном состоянии. Существует несколько исключений, которые продиктованы современным трафиком и нагрузкой на машину, поэтому допускаются переделки системы охлаждения и генератора, но всё остальное должно быть оригинальным.  

Jaguar XK 120. Дорогами победы – 2018 (Великий Новгород) Фото — Historic Racing Club.

Самые интересные автомобили, которые принимали участие в ралли?

Таких машин много. Например, Renault 1914 года, прославившийся в Первую мировую войну как «Марнское такси». Такие автомобили французского таксопарка были мобилизованы для перевозки солдат на битву у реки Марны. Несколько раз в ралли участвовал американский джип Willys — легендарный внедорожник времён Второй мировой. Успешно соревнуется под управлением реставратора Сергея Симонова первый советский серийный автомобиль — «ГАЗ-А». Председатель Комитета классических автомобилей Андрей Александрович Паньковский неоднократно участвовал в гонках на довоенных английских автомобилях Riley. Ещё у нас стартовала знаменитая «Жестянка Лиззи» — Ford T.

Насколько управление старым автомобилем отличается от управления современным?

Немногие знают, что органы управления в старых машинах расположены не так, как в современных. Это добавляет пилотам сложности. Это одна из причин, по которым зачёт «ветеран» стоит особняком. Машина иначе разгоняется, хуже тормозит и в ней другая обзорность. Управление таким автомобилем — тяжёлый физический труд, требующий подготовки и сноровки. Тот, кто ни разу не был хотя бы пассажиром классического автомобиля, не сможет понять до конца, какие ощущения испытывает пилот ретрокара, соревнуясь на современных дорогах.

Приборная панель Porsche 356.  Фото — Historic Racing Club.

Чем отличаются правила проведения соревнований в России и за границей?

За рубежом основа ретро-ралли — это движение на регулярность, точность прибытия из точки А в точку Б, которая измеряется до тысячных долей секунды. За всю гонку экипажи могут проходить от нескольких десятков до сотен контрольных пунктов. Затем результаты отклонения от норматива складываются, и получается штрафное время.

У нас соревнования проходят по иной схеме, которая включает в себя три составляющих: это спортивное ориентирование или «блудилки», регулярность и автомногоборье или фигурное вождение.

Суть «блудилок» в том, чтобы отгадать зашифрованный маршрут и проехать его за определенное время. Маршрут в виде символов и ориентиров изображается в дорожной книге, которую спортсмены получают на старте. Сложность в том, что организатор старается отвлечь внимание спортсменов, сыграть на схожести ориентиров и их повторении.

Регулярность — это соревнования на соблюдение определённой средней скорости, зашифрованной в специальной в формуле. Предположим, экипажу необходимо поддерживать 40% от скорости, допустимой ПДД при движении по городу. Ограничение скорости в городе — 60 км/ч. Умножаем 40 на 60, получаем 24 км/ч и едем с этой скоростью. Когда мы видим знак «40», то умножаем 40 на 40 и получаем 16 км/ч. После отмены ограничения в 40 км/ч, мы снова придерживаемся значения в 24 км/ч, так как это заданная средняя скорость. Задача экипажа — не пропустить ни один знак ограничения и на финише быть наиболее близким к нормативу.

Заключительная часть — автомногоборье или фигурное вождение, которое включает в себя слалом, где необходимо объехать в обе стороны все конусы. Бывает фигурный слалом, который длится от минуты до двух. В фигурном слаломе требуется помощь штурмана, чтобы пилот не потерял ориентацию в пространстве и в нужной последовательности проехал маршрут. Есть в этой части соревнования и другие упражнения, известные нам с площадки ГИБДД — боковая парковка или стоп-линия.  

Mercedes-Benz 230 SL. Дорогами победы — 2018 (Великий Новгород). Фото — Historic Racing Club.

Что нужно, чтобы участвовать в соревнованиях?

Для этого необходим автомобиль без существенных переделок, выпущенный не раньше 30-ти лет назад, и экипаж из двух человек — пилот и штурман.

Штурман должен подробно ознакомиться с правилами и всеми маршрутными документами. На сайте РАФ в разделе Комитета классических автомобилей есть вся основная информация о гонках: начиная от спортивного кодекса и заканчивая правилами каждого конкретного соревнования. У любого ралли есть сайт, где можно узнать правила и расписание всех неспортивных мероприятий, сопутствующих событию.

Если вы хотите достичь хорошего результата, то вам как минимум потребуется прибор измерения расстояния. Прекрасно, если исправен ваш штатный одометр. Если нет, то необходимо хотя бы GPS устройство или смартфон.

Чтобы люди могли совершенствовать своё мастерство и лучше понимать механику соревнований, мы предлагаем услуги штурманской школы, дооборудование автомобилей дополнительными приборами. Кроме того, мы разрабатываем специальную штурманскую программу, которая позволяет точнее проходить маршрут. Ретро-ралли — это не только красивый блестящий автомобиль и парадный костюм. Это действительно серьёзный спорт и целая жизнь.  

Cadillac Eldorado Biarritz. Фото — Historic Racing Club.

Почему Екатеринбург был выбран для проведения этапа Кубка РАФ?

Екатеринбург стал для нас настоящим открытием. Здесь уже сформировалось достаточно крупное и увлечённое автомобильное сообщество коллекциями высокого уровня, поэтому мы хотим провести здесь полноценный этап. Конечно, мы знали, что в Верхней Пышме есть Музей автомобильной техники УГМК, но только после посещения и обзора экспозиции, знакомства с людьми, которые это всё развивают и поддерживают, мы поняли, что подобное трепетное отношение к автостарине и технической культуре не может быть обделено вниманием.

Для меня стало огромным сюрпризом, что это крупнейший в стране музей по составу и количеству автомобилей, а по планам расширения тем более. Я уверен, что спортсмены, которые будут состязаться на екатеринбургском этапе, сделают такое же открытие. Мы искренне рассчитываем, что все достопримечательности центра города, все уютные места, которые нам удалось посетить в ходе первого визита и переговоров с организаторами, также будут на маршруте культурной программы соревнований.

Музей автомобильной техники УГМК. Фото — Екатерина Киселёва.
Истории
Спецпроекты
Участникам
Партнёрам
Организаторы
Контакты