Массовые и такие желанные: автомобили СССР

Автомобили в СССР до 70-ых годов были преимущественно роскошью, доступной только партийной элите. Тем не менее, уже в 60-е года стали появляться первые народные машины. В 70-е начался подъём отечественного машиностроения. На советский рынок попали модели, которые могла позволить себе обычная советская семья. О них рассказываем в нашей статье.

Ушастый ЗАЗ 968А — самый народный автомобиль

На фото — ЗАЗ-966 из коллекции Музея автомобильной техники УГМК. Именно за такие воздухозаборники его прозвали «ушастым»

К запорожцу у народа было особое отношение. «Не автомобиль, а анекдот» — вот его основная характеристика, которую он получил за конструкторские особенности. Двигатель не там, маленький багажник, две двери, вместо дисков — только «обода», забавная форма боковых воздухозаборников. Над ним шутили, но его любили.

«Ушастый» (так прозвали ЗАЗ 969А за выпуклую форму воздухозаборников) — самый доступный автомобиль 70-х. Он был дешевле «Жигулей» почти в два раза и стоил примерно 3500 рублей. При средней зарплате в 150 рублей семья могла накопить на новенький автомобиль за 4-5 лет.

Экономичность запорожца была его большим преимуществом. Он обладал высокой проходимостью: неплохая независимая подвеска, высокий дорожный просвет и плоское днище, которое не цепляло кочки на дороге. Корпус был достаточно жестким, поэтому на крышу можно было установить багажник. Сюда укладывали урожай с огорода, рыбацкие принадлежности и прочие вещи.

Внешне ЗАЗ-968А выглядел достойно — особенно для 70-х. Кузов был небольшой, но пропорциональный. Изгибы ровные, фары — круглые и аккуратные. А вот внутри всё было скромно, даже немного сурово. Поэтому отправиться в длительное путешествие с относительным комфортном можно было только вдвоём. В салоне были установлены раскладывающиеся сиденья для ночёвки.

Расскажем и о минусах. Из-за плохой работы бензинового отопителя в машине было очень холодно зимой. Летом перегревался двигатель, поэтому машина глохла в неподходящий момент. Да и сам мотор был громким с характерным грохотом. Его реальный ресурс — всего 40-50 тысяч километров. Ещё одна особенность — углы установки колёс, которые постоянно сбивались. Из-за этого запорожец кидало из стороны в сторону, а у шин был повышенный износ.

ВАЗ-2101 — классика советского автопрома

Эта модель ВАЗ-2101 представлена в коллекции Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме

Появление «единички» или, как её позже стали называть, «копейки» стало настоящей революцией для советского автопрома. Из-за этого автомобиля переписывали ГОСТы, под которые подстраивалась вся советская автомобильная промышленность.

Старый добрый ВАЗ должен был появиться по двум причинам. Первая — развитие отрасли. Нужно было как можно скорее провести автомобилизацию населения. Вторая — ввод в оборот крупных денег, которые накопило население в период дефицита. Партнёром в этом деле стал итальянский FIAT, а прототипом — 124-я модель, которая получила международный титул «Автомобиль года» в 1967 году.

В 1966 году стороны подписали договор. Работа закипела: началось грандиозное строительство нового завода, а наши специалисты отправились на обучение в Италию. Изучив модель, инженеры внесли более 800 изменений в будущую «копейку».

У «Фиатов» был не очень надёжный кузов, который после недолгой эксплуатации ржавел. Были и проблемы с дисковыми тормозами . А маленький дорожный просвет точно бы не подошёл для советских просёлочных дорог. К двигателю тоже были вопросы — он был бесперспективный. В результате пришлось дорабатывать модель.

«Копейка» получила усиленный кузов, новый двигатель с распределительным валом и тормоза с барабанными механизмами. Изменились ходовая часть и трансмиссия. Усилили и сцепление, появилась доработанная конструкция синхронизаторов в КПП.

Автомобиль стал комфортнее. В нём появилась возможность раскладывать сидения для спальных мест. Установили удобные и безопасные наружные ручки дверей. Салон отделали качественным пластиком, который не плавился от солнца.

Именно благодаря «копейке» наши водители узнали, что на большой скорости можно спокойно разговаривать и не кричать. А дорога на большие расстояния может быть приятной. Да и в машине зимой тепло, и двигатель легко запустить.

Москвич-408 — законодатель моды

Эта модель Москвич-408 представлена в коллекции Музея автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме

408-й — гордость советского автомобилестроения. В 60-е он стал самым продаваемым автомобилем за рубежом. Для простого советского человека он долго оставался предметом роскоши.

Разработка этого «Москвича» запустилась в далёком 1959 году и продолжалась несколько лет. Все основные узлы и агрегаты были взяты с прошлых моделей, а особое внимание уделили внешнему виду автомобиля. На фоне схожих по классу отечественных и зарубежных машин он выглядел невероятно стильно.

«Москвич» напоминал солидный автомобиль: у него был строгий кузов и плавные линии. Низкая посадка придавала ему особый спортивный вид. Кроме того, здесь использовались колёса тринадцатого диаметра — это было новинкой для малолитражек 60-х годов. Вариантов «Москвичей» спроектировали два: стандартный — с двумя фарами, и более представительский — с четырьмя.

Внутри панель отделали пластиком, сиденья и обивку дверей — хорошим кожзаменителем. До наших дней сохранились неплохие экземпляры, которые это подтверждают. Приборный щит собрал в один блок всё необходимое.

Оригинальным были новый руль и система управления в целом. Около двухспицевой «баранки» расположились два переключателя: слева — указатели поворота с автоматическим отключением. Справа — рычаг коробки передач. Это позволило уместить сплошной диван в первом ряду на ранних 408-х.

«Москвич» был первой советской машиной, безопасность которой проверяли краштестом. Её привезли на полигон в Дмитрове, где подвергли лобовому столкновению с бетонным кубом.

Автомобиль оснащался надёжным двигателем. Это стандартный мотор с прекрасной тягой на низких оборотах. Его объём — 1,3 л, мощность — всего 50 л. с. Здесь же была установлена крепкая многорычажная подвеска, которая хорошо справлялась с нашими дорогами. В тормозных колодках появилась авторегулировка, что было редкостью для малолитражных автомобилей 60-х годов.

Истории
Спецпроекты
Участникам
Партнёрам
Организаторы
Контакты