Автомобили, изменившие мир

В конце прошлого столетия — в 1999 году — на Frankfurt Motor Show были объявлены финалисты международной премии Car of the Century или «Автомобиль века».

Самые значимые автомобили ХХ века выбирали с толком и не торопясь: подготовительный этап длился несколько лет. В 1996 году общественности был представлен список из 700 автомобилей, которые организационный комитет премии отобрал в качестве претендентов на награду. В 1997 году независимые эксперты сократили список кандидатов на премию до 200 машин. В том же году на Frankfurt Motor Show была представлена сотня лучших автомобилей ХХ века, именно из них выбирали финалистов. В финал конкурса, состоявшийся в Лас-Вегасе, вышли 26 автомобилей, из которых жюри профессионалов выбирало топ-5.

Итак, представляем пять машин, которые изменили мир.

5. Porsche 911

Пятое место, набрав 303 балла, занял немецкий спортивный автомобиль марки Porsche.

Этот автомобиль стал первой и самой значимой разработкой внука основателя компании Porsche — Фердинанда Александра Порше. В 1963 году на Франкфуртском автосалоне публике был представлен первый образец Porsche 911. Изначально модель называлась 901, но обозначение из трех цифр с нулем посередине являлось фирменным товарным знаком французов из Peugeot. Чтобы не ввязываться в судебные тяжбы, немцы исправили название на 911. Отличительной чертой спорткара стал оппозитный двигатель, находящийся за задней осью. Главными преимуществами такого мотора являются небольшой вес, компактность и плавная работа. Горизонтально расположенные цилиндры позволили снизить центр тяжести, что положительно сказалось на управляемости. У заднемоторной компоновки также есть свои плюсы — двигатель прижимает задние колёса к земле, что обеспечивает более эффективный разгон, а при торможении 20 % веса переходит вперед, таким образом остановка автомобиля происходит интенсивнее и стабильнее. Все эти технические новшества оказали прямое влияние на внешний облик Porsche 911, силуэт которого стал культовым и безошибочно узнаваем спустя 50 лет после начала производства.

4. Volkswagen Beetle

Четвертым в гонке автомобилей ХХ века с 521 баллом пришел немецкий Volkswagen Beetle.

Автомобиль был разработан еще в 1931 году инженером Йозефом Ганцем, а позже доработан до окончательного вида Якобом Верлином и Фердинандом Порше. Требования правительства Германии к первому «народному автомобилю» казались фантастическими — экономичный, технически несложный автомобиль, способный разгоняться до 100 км/ч, стоимость которого не должна превышать 1000 рейхсмарок. Однако уже в 1936 году команда Фердинанда Порше приступила к испытаниям прототипов, а 26 мая 1938 года был заложен первый камень в фундамент гигантского завода, на котором собирались производить «Жука». Спустя год началась Вторая мировая война и завод начал делать военную технику, поэтому идею производства массовых автомобилей отложили в долгий ящик. «Жука» запустили в серию только в 1948 году, простая и недорогая машина оказалась востребована в разоренной послевоенной Европе. В 60-х годах XX века «Фольксваген» уже продавал по миллиону машин в год. В США «Жук» прижился благодаря своей простоте и неприхотливости. Топливный кризис 1973 года поставил крест на производстве мощных и прожорливых американских автомобилей, что оказалось на руку «Фольксваген», и продажи продолжали расти. В Германии «Жук» продержался на конвейере до 1980 года, после чего производство было перенесено в Мексику, где 30 июля 2003 года был выпущен последний экземпляр модели. Маленький «Фольксваген» стал первым автомобилем в истории, преодолевшим рубеж в 20 миллионов проданных машин.

3. Citroеn DS

567 баллов и третье место по результатам голосования досталось французскому автомобилю бизнес-класса, предназначенному в том числе и для верхушки политической элиты — Citroen DS, который выпускали с 1955 по 1975 год.

DS 19, представленный на Парижском автосалоне в 1955 году, во многом опережал своё время. Главный конструктор Citroen Андре Лефевр был убежден в том, что решётка радиатора — архаичная деталь, лишающая автомобиль аэродинамической эффективности, поэтому дизайнер Фламинио Бертони взял за основу работы над образом DS 19 форму капли. Капот, багажник и задние крылья были выполнены из алюминия, а крыша из пластика. Подобные ухищрения помогли сделать автомобиль довольно лёгким, чуть больше 1100 кг, но главной особенностью футуристичного Citroen стала гидропневматическая подвеска. Эта сложная система обеспечивала исключительную плавность хода, могла поднять машину на 20 см над дорогой и сохранять кузов в горизонтальном положении при боковых нагрузках и при любом количестве пассажиров. В середине 50-х это было просто немыслимо, даже роскошные заокеанские «Кадиллаки» выглядели устаревшими на фоне стремительной и совершенной «Богини». К слову, своё прозвище автомобиль получил из-за созвучия букв DS в названии модели с французским словом «deesse» (богиня). Советскому и постсоветскому поколению DS 19 знаком по участию в фильме «Фантомас разбушевался», где автомобиль был оснащен выдвижными крыльями, хвостовым оперением и реактивным двигателем, спрятанным в багажнике. Citroen помог киношному злодею скрыться от преследователей по воздуху и произвёл фурор на большом экране: «Господин Никто», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Гаттака», «Назад в будущее 2», «Васаби», «Шпион, выйди вон» – это далеко не полный список фильмов, где засветился DS 19. Успех этого автомобиля сложился во многом благодаря симбиозу прорывных технологий и передового дизайна, которые были доступны по приемлемой для большинства автолюбителей цене.

2. Mini

Второе место, заработав 617 баллов, заслуженно заняла модель Mini, которую выпустила компания British Motor Corporation.

Британский инженер греческого происхождения Алек Иссигонис считал, что настоящий автомобиль не должен быть длиннее трёх метров и набросал эскиз первого Mini на ресторанной салфетке. Чтобы вместить в крохотные габариты машины все узлы и агрегаты, команде инженеров под руководством Иссигониса пришлось прибегнуть к некоторым хитростям. Например, двигатель был расположен поперечно и в него была интегрирована коробка передач, а передний привод позволил ощутимо сэкономить вес – благодаря этой конструкции полезного пространства в машине оказалось в избытке. Согласно одному из требований Леонарда Лорда — главы British Motor Corporation — новый компактный автомобиль должен был вмещать четырех взрослых людей с багажом, и инженеры блестяще справились с этой задачей. Машина дебютировала в 1959 году, а уже в 1962 году еженедельное производство Mini перевалило за отметку в 3 тысячи экземпляров.  Англия полюбила эту микролитражку за продуманный дизайн и небольшую цену. Дерзкий и проворный Mini оказался грозным гоночным автомобилем и в 1963 году победил в своем классе на сложнейшем ралли Монте-Карло. Справедливости ради, стоит отметить, что на подиум приехала специальная «заряженная версия» Mini Cooper, созданная формульным конструктором Джоном Купером. 60-е годы XX века были временем во многом революционным. Менялось всё: музыка, одежда, общественные нормы – и компактный автомобиль от BMC стал одним из символов эпохи, наряду с The Beatles и мини-юбками, а также был отличной альтернативой нерасторопному «Жуку».

В период с 1959 по 2000 годы было выпущено почти пять с половиной миллионов экземпляров Mini.

1. Ford Model T

Самое большое количество баллов — 742 — набрал автомобиль американской марки Ford. Победа этой машины — в том числе дань уважения гению промышленности Генри Форду.

В 1901 году в компании Oldsmobile, основанной Рэнсомом Олдсом, появилась сборочная линия, которая стала первым шагом на пути к конвейерному производству, изобретение которого ошибочно приписывается Генри Форду. Гениальность и влияние американского промышленника заключались в другом. «Форд Т» производился с 1908 года. С 1913 года на новом заводе в Хайленд-Парк началась его конвейерная сборка, тогда же Генри Форд принял решение о повышении оплаты труда своих рабочих до 5 долларов в день. По тем временам это была приличная сумма, которая позволяла содержать семью и откладывать деньги на покупку дома или, например, автомобиля. Генри Форд платил своим работягам деньги, которые довольно быстро возвращались к нему в виде оплаты за машину, прозванной рядовыми американцами «Жестянкой Лиззи». Последствием столь дальновидного поступка стал процесс роста заработной платы во всей американской промышленности. Люди стали богатеть и число потенциальных покупателей «Форда Т» выросло до нескольких миллионов человек, а самым доступным предложением на рынке была именно «Жестянка Лиззи», которая лишь дешевела с каждым годом своего производства. Рост личного автопарка вывел Америку на новый уровень развития и привёл к бурному развитию индустрии производства запчастей и сервиса, металлургии и химической промышленности. «Модель Т» и методы её производства стали своеобразным экономическим лекалом автомобильной индустрии, по которому она работает и по сей день. Всего в период с 1908 по 1927 годы было выпущено чуть более 15 миллионов автомобилей «Форд» модели «Т».

Истории
Спецпроекты
Участникам
Партнёрам
Организаторы
Контакты